Wednesday, May 4, 2011

Appendix I.II.III



















Аппендикс
Изначально этот объект располагался параллельно плоскости окон, а затем, в ходе установки экспозиции, был смещен вглубь зала, туда, где пространство экспозиции превращает вещь в произведение искусства. В этом смысле искусство всегда связано с операцией перетаскивания вещи извне в зону искусства. Но не все вещи обладают длинной жизнью в искусстве, не все попадают с инсталляции в музей и коллекции, где живут долгой и счастливой жизнью произведений искусства. Большинство арт-объектов, отслужив свой срок, ограниченный временем выставки, развоплощаются не только как произведения искусства, но и утилизируются как вещи. Ведь вещь, созданная с целью возбуждать в нас эстетическое переживание, бесполезна, и будучи изъята из пространства экспозиции обнаруживают свою нефункциональность и ненужность. Не попав в архив вечного хранения, художественный объект становится мусором, подвергается демонтажу, перевозке, и служит материалом для новых объектов, или, просто напросто выбрасывается. Но некоторые вещи способны на большее. Это вещи недоделанные, вещи-проекты, которые живут не настоящим внутри времени выставки, а будущим, которое их ожидает. Такая вещь уподобляется человеку, который есть то, чем он не является. То есть становится проектом, а не-объектом. Находящийся перед нами не объект, имеет свой проект - он обретет форму намного позже, когда будет перевезен из пространства экспозиции в лес, когда окажется за пределами территории искусства и зоны утилитарной культуры, и развернет свое собственное время в природе. Это природное окружение не будет естественным для него, ведь он искусственнен. Этот не-объект не является ни искусством, ибо не задуман как инсталляция, как вещь, которая живет внутри времени экспозиции, ни природой. Но именно такая дифицитарность определенности очень хорошо воплощается во времени. Ведь сам момент неопределенности есть наиболее долго длящийся момент. Неопределенность и есть синоним бесконечности. У вещей утилитарных, которые заполняют повседневность, существует своя определенность, воплощаемая в сроке годности и износе. У произведений искусства, которые попадают в архив, есть вечное хранение. Но вещи, хранящиеся в музее обнаруживают не собственное время, а время жизни искусства. Вернее даже говорить не о жизни вещи в музее, а о смерти, послежитии. Это уже не вещи, а мумии. Если исчезнет искусство, то все хранящиеся в музеях вещи, перестанут существовать. В этом смысле переход из экспозиции в хранилище, в архив не самая лучшая с точки зрения вещи стратегия. Но если ни в повседневности, ни в природе, ни в искусстве для вещи не достаточно времени, ибо внутри каждой из этих зон она более менее четко определяется, то лишь удерживаемая неопределенность вещи способна принести ей максимально длинные сроки жизни. Но речь идет не о желании во что бы то ни стало продлить дление. Зачастую подобная установка фатальна, и мы уже имеем дело не с длением, а с тлением остатков. Речь о другом, а именно о том, чтобы через неопределенность вещи определить ее автора, проект художника. Ведь художник сегодня это по сути тот, кто обладает куда большей неопределенностью, чем кто бы то ни было другой. Мы знаем, кто такие торговые агенты, студенты, менеджеры, курьеры, банкиры, и знаем в каких культурных зонах они существуют. Но мы не знаем ничего о том, кто такой современный художник, и в чем он находит свою определенность. И вообще, должен ли он ее обрести? Художник, видимо, и есть тот, кто живет неопределенностью. А как иначе сообщить о ней другим, если ни с помощью объектов, подобных этому.






Саша Белов
Даша Белова
Саша Монтлевич (текст)
Артем Гаврилюк
Алексей Борзых Ктулху
Артём Водомиров FRESH_BOY


Комитет по культуре С.-Петербурга
Третий фестиваль современного независимого искусства «Психонавтика3:неоварвары»
ЦК "КРАСНОЕ ЗНАМЯ"

No comments:

Post a Comment